Практика постоянной внимательности

Среди медитативных практик, особенно распространенных на востоке, выделяются практики, которые традиционно уже называют практиками внимательности. Это очень интересное явление, о котором много уже писали психологи, психотерапевты и культурологи. Нельзя преуменьшить значение такой практики для жизни человека, потому что те, кто ею пользовался, отзываются о ней, как о такой, которая кардинально изменяет жизнь и восприятие, хотя внешне ни в течение жизни, ни в событиях жизни человека ничего формально, как будто бы и не изменяется.

Практика внимательности опирается на тот факт, что практически постоянно внимание человека в обычной жизни рассеянно и не направлено, не то что на один объект, но даже и на что-то определенное. Большую часть времени и энергия, и внимание человека просто полностью рассеяно по окружающему пространству и разрывается между множеством разных случайных объектов, которые им завладевают. Медитация, в ее восточном понимании, одной из ступеней и целей ставит “собирание” внимания, его концентрацию в одном луче для того, чтобы можно было действительно качественно определить объект приложения такой концентрации.

Практика внимательности предназначена для обыденной жизни. Однако она требует постоянно стараться восстановить четкое осознание себя самого и того, где ты находишься, что делаешь и ради чего. Большинство практикующих эту технику описывают ее, как способность, в полном смысле слова, “проснуться”. В результате такой практики человек чувствует себя будто неожиданно проснувшимся после долгого и тяжелого сна. При этом остальные люди воспринимаются как “спящие”, бессознательные, буквально почти полностью лишенные сознания, сомнабулы. Также крайне интересно то, что тот, кто хотя бы иногда “пробуждается” к состоянию повышенной внимательности, легко узнает другого такого же “проснувшегося” или способного иногда пробуждаться человека, например, в толпе или среди группы людей.

Практика внимательности приводит к каскадному изменению в психологии и структуре личности практикующего. Чем больше времени он проводит в состоянии большей внимательности и осознанности, тем лучше понимает, что именно ему нужно от жизни, что он должен делать, куда идти и каким образом жить. Такое понимание проходит в сознании, избавленном от постоянного навязчивого “шума” и дергания со стороны многочисленных бессмысленных мотиваторов, пытающихся захватить контроль над этим сознанием.