Зависимость между дыханием и духовным развитием

Человек, приступающий к этим упражнением, должен быть терпелив. Не стоит ожидать немедленных и поразительных результатов. Подобное ожидание - лишь повод для последующего разочарования. Здесь необходимы терпение и вера. Ведь чтобы брошенное в почву семя проклюнулось, проросло и дало заметные всходы, понадобятся время и постоянный уход, то есть внимание и неотступность усилий.

Подлинное Я человека не есть его тело, душа или ум. Я обладает телом, имеет душу и пользуется своим умом подобно инструменту. Индивидуальность Я отпечатывается на теле, лице, дает знать себя в душе человека и проявляется в его уме.

Неизъяснимое, неопределимое Я – это источник всего существа. А тело, душа, ум, с их наклонностью рядиться в различные определения: тело крепкое или больное, душа добрая или злобная, ум глубокий или поверхностный, - есть приблизительный слепок с Я, воплощение лишь некоторых из безмерного океана возможностей.

Подлинное Я не подвержено уничтожению. Бессмертие души не доказывается, бессмертие души ощущается ровно настолько, насколько Я ощущаю себя. Не тело отделяется от Я, а Я освобождаюсь от прежнего тела, когда приходит время.

Метод духовного развития йогов состоит в том, что на подъеме ритмического дыхания человек погружается в размышление о своем Я. О себе. То есть сосредотачивается на первоисточнике своего существования, а не на пестром быте.

Вашему вниманию предлагается следующее упражнение. Спокойно и легко расслабьте все ваши мускулы. Тело как бы чуть отклонилось от оси, оно отпущено. Дышите ритмически. Еще полнее расслабьте свое тело. И когда оно будет достаточно обмякшим, ослабьте еще и ту связь, которой душа как бы связана с телом…

Достаточно долго думайте о своем Я в том ключе, что ваше Я не зависит от тела, которое является лишь инструментом, удобным для Я в достижении ваших целей. Вы можете в том убедиться, отпуская тело и освобождаясь от него для странствия в духовные сферы… Испытайте прелесть этого, условно говоря, бестелесного путешествия… Вы свободны от тела, но тело зависит от вашего Я и, когда вам это нужно, вы пользуетесь телом как оболочкой. Завершив это упражнение, вы возвращаетесь к своему телу и пользуетесь им так же, как пользовались раньше.

Практикуя подобную медитацию в соединении с ритмическим дыханием, следует удерживаться от той крайности, где начинается игнорирование своего тела. Новый опыт лишь тогда можно считать положительным, когда в прежнее существование вносится сила и гармония, а не повод для резкого конфликта. Со временем к практикующему это упражнение придет особое чувство реальности Я, настолько сильное, что в значительной мере поубавится таких психических проявлений, как страх и депрессия. Появится уверенность в себе, будто вы получили справку 027у после длительного лечения (в данном случае - духовной трансформации) и вам нечего скрывать, ведь вы провели колоссальную работу над собой, а не имитировали ее. Все очень просто – почва для страхов будет снята фундаментальным ощущением своего вневременного существования.

Душа человека стремится к его духу. И на высотах духа разрешается видимая внешнему уму раздельность между мной и всем другим. Здесь на вершинах возможно существование всех Я и Всего "неслиянно и нераздельно". Чем далее идет человек по пути духовного развития, одухотворения своего сознания, тем полнее он чувствует свое родство с единым духом, свою близость к мировому сознанию.

Однако чувство единства переживается именно как чувство, а не отвлеченная мысль о единстве. В житейской действительности далеко не каждому случается испытать это чувство, оно довольно редко и, если охватывает, то на краткое время. Более устойчивого переживания единства с мировым сознанием йоги достигают, используя ритмическое дыхание и медитацию. При этом многим из них открываются горизонты, для простого обывателя по-настоящему заоблачные.

Нельзя обещать, что это послужит безотказным средством для духовных достижений. Но кто ищет духа, тот его находит. Кто ищет с большим упорством, уходит в своих поисках дальше и поднимается выше. Здесь приведены лишь самые простые приемы из йоги, с помощью которых, бесспорно, можно приобрести новый духовный опыт. А в дальнейших духовных поисках каждый опирается на свои интуиции и способности. И никто не возьмется кому-нибудь гарантировать в скором будущем духовных вершин. Важно то, что есть путь. Он не прост, но по нему всегда, несмотря ни на какие трудности, можно идти. Пусть медленно, и не без остановок. Есть у человека родина на земле, но есть и родина его духа, там… в той сфере, которую принято называть Небом.

Человек, прежде чем приступить к занятиям, должен себе задать серьезный вопрос о ценности для него духовного, о целях, которые ему хотелось бы достичь через эти занятия. Сосредотачиваясь на образах, предложенных в упражнениях, добивайтесь того, чтобы образы эти приобретали в пространстве вашего ума определенную самостоятельность. Не нужно напрягать мысли или что-то твердить про себя. Здесь от ума должен идти лишь первый толчок, мысль ваша должна дать лишь направление в сторону образа, а потом следует позволить этому образу расцвести и утвердиться в вашем уме, со всей ему присущей полновесностью, ясностью и глубиной. Но соблюдайте меру, не переусердствуйте.

После выполнения этих упражнений человеком овладевает необычайно светлый настрой. Опасность же заключается в том, что новые необыкновенно ясные впечатления способны по контрасту чрезмерно омрачить повседневную жизнь, тем самым принизив ее. Жизнь может вдруг показаться пустой, темной, грязной и ненужной. Обязательно найдите в душе своей примирение того, что происходит вокруг вас ежедневно, с тем, к чему вам удается прикоснуться во время медитаций.

Помните, что без повседневной жизни нельзя обойтись. Ей уже и за то должны вы быть благодарны, что именно через повседневность вы пришли к духовному миру. Дух же не отрицает и не уничтожает, а лишь преобразует и очищает. Благость расширившегося сознания поможет вам в вашей будничной жизни, все выпавшие вам жизненные испытания будут пережиты достойно. Вы приобретете знания, которые позволят вам взглянуть на все происходящее как на нечто по своей сути хорошее.

Занимайтесь духовной стороной своего существа уверенно и трезво. И вы скоро почувствуете, что, встав однажды на духовный путь, уже невозможно повернуть назад.